Android, Технологии        19 августа 2023        331         0

Рынок операционных систем. Почему не появляются новые ОС

Android — самая популярная операционной системы в мире занимающая почти 72 % рынка. За ней следует iOS с 28 %. Обе ОС занимают более 99 % рынка операционных систем по всему миру. Это означает, что у нас сложилось дуополия и любые попытки сломить их доминирование с треском провалились.

Рынок операционных систем

Но неужели мы застряли с этими двумя вариантами навсегда? Кто может бросить им вызов и почему не появляются новые операционные системы для смартфонов?

Мобильная операционная система — это рынок, на котором победитель получает буквально все, а значит текущие лидеры сделают все, чтобы удержать власть в своих руках.

Symbian OS, Windows Phone, BlackBerry OS потерпели фиаско и быстро потеряли пользователей. Но чем больше пользователей на платформе, тем больше разработчиков поддерживают ее. А чем больше приложений, тем больше пользователей. Это привлекает производителей железа, ведь требовательных приложений становится больше, а это приносит больше денег разработчику часть которых он инвестирует в улучшение платформы. Такой прогресс образует технологически снежный ком, который заставляет большие компании расти, а маленькие – умирать.

Чтобы у компании появился шанс, она должна достичь критической массы или минимального количества пользователей, что для новичка практически недостижимо.

Цена вопроса

Вот вам простой факт. «Приличное» приложение для смартфона содержат в среднем от 50 тысяч до 100 тысяч строк кода, в то время как сложная операционная система вроде Windows 10 состоит более чем из 60 миллионов строк. Для того, чтобы кто-то решил попробовать себя на этом рынке, ему бы пришлось нанять тысячи и тысячи программистов, а затем — либо самому создать собственный смартфон, либо как-то уговорить Samsung, Xiaomi и десятки других компаний перейти на новую платформу. Затем привлечь десятки тысяч сторонних разработчиков присоединиться к новой оси и, наконец, потратить «горы» денег на рекламу.

Рынок операционных систем

Это колоссальные суммы и лишь у горстки компаний во всем мире есть хоть какой-то шанс попробовать это сделать. А если кто-то и попытается создать свою операционную систему для смартфонов, то у Apple и Google есть огромные ресурсы, чтобы им в этом помешать.

К тому же люди очень сильно верят в бренд. Например, Apple возвела настолько высокие стены своей экосистемы, что народ неохотно покидает ее. Или онлайн сервисы Google. В случае возникновения новой операционки, Google мигом может поставить на ней крест просто отказав в доступе к своим сервисам. Кстати, именно так они «похоронили» Windows Phone.

Так неужели нам до скончания веков выбирать только между двумя ОС и как изменить ситуацию?

Как изменить ситуацию на рынке ОС?

Я бы сказал, что iOS и Android настолько сильны в свой собственной игре, что победить их практически невозможно. Путь к победе в том, чтобы кто-то применил принципиально новый подход.

Давайте вспомним настольный ПК. Десятилетиями Windows была настолько доминирующей ОС, что никто не мог им бросить вызов. Однако, у BlackBerry, Apple и Google не возникло никаких проблем в конкуренции с Microsoft в телефонах. Ведь Microsoft на мобильном рынке было таким же новичком, как и все остальные. Так что борьба за смартфон была более равной. Точно так же конкурентом для Windows на поприще ноутбуков стала Chrome OS, которая полностью переосмысливает способ работы компьютеров, полагаясь не на локальные, а на облачные вычисления.

Говоря проще, успешно противостоять Windows удалось тем компаниям, которые не пытались конкурировать с ней напрямую, а нашли обходной путь. Новые игроки смогут успешно бросить вызов iOS и Android только в том случае, если они сделают то же самое.

Операционная система — это лишь прослойка между девайсом и программами, поэтому либо вы меняете железо (как это сделали смартфоны по сравнению с ноутбуками и ПК), либо вы полностью меняете программы (как это сделала Chrome OS по сравнению с Windows).

Предпосылки для новой ОС

Новая операционная система не может вырасти на пустом месте, так что давайте рассмотрим главные предпосылки или направления, где это может произойти в ближайшее время.

В первую очередь — носимая электроника. Идея заключается в том, что смартфон как основное вычислительное устройство не будет лежать в кармане, а будет прикреплен к вашему телу. Например, в виде часов, очков или кто знает, чего еще. В последнее время Apple неплохо «тряхнули» рынок с выпуском Apple Watch и как следствие — появились конкуренты на Google Wear, а также анонсом очков Vision Pro, которые тоже дадут старт новой гонки, но теперь уже за место на вашем лице.

Появление более дешевой альтернативы Vision Pro работающий на другой операционной системе лишь вопрос времени. Наиболее вероятный конкурент здесь Google, который экспериментирует с форм-фактором очков. Google имеет огромные наработки в VR и смартфонах, обладает неисчерпаемым бюджетом, человеческим ресурсом и сто процентов в ближайшие пару лет сделать что-то вроде Android, но для очков смешанной реальности от других производителей вроде HTC, Samsung.

Так же на этом поприще неплохо продвигаются Microsoft с HoloLens и Meta со своим Oculus. Ребята давно и успешно заняли нишу, и кто знает, может именно им суждено «пободаться» с Apple за звание мобильной операционной системы номер один в мире.

Али́са — виртуальный голосовой помощник

Вторая тенденция (в которую я меньше верю) — это различные голосовые помощники вроде Яндекс Алисы или Google Home. В их основе лежит идея взаимодействия с устройством с помощью голоса. Порой такой способ взаимодействия с компьютером отлично выручает. Например, на кухне если заняты руки или за рулем автомобиля. Но для чего-то большего — вряд ли. Монтировать видео или играть в игры голосом, думаю, та еще задача. У голосовых помощников большое будущее, но я не считаю, что они заменят визуальные системы в больших масштабах.

А вот портативные консоли дело совершенно иное. В их основе идея небольшого компьютера для развлечений — портативного, но мощного и автономного. На примере Steam Deck, ASUS ROG мы поняли, что компании способны делать крутые девайсы для игр, но проблема в том, что игры эти создавались для x86 архитектуры, а там главный игрок – Windows, с ее «особенностями». Да, вы можете запустить на ROG Ally любые игры; хоть древние, хоть с торрентов, но консоль живет всего два часа от одного заряда.

ASUS ROG Ally

Valve пришлось использовать открытое ПО поверх которого работает эмулятор. И смешно и нет одновременно. Проблема еще и в том, что рынок портативных консолей несравним с рынком смартфонов. Самая популярная «портативка» Nintendo Switch это 126 миллионов устройств за 6 лет, а самый неудачный iPhone 14 Plus — 120 миллионов только за три квартала!

Впрочем, вопреки всему портативные консоли активно развиваются с начала 80-х и универсальная ОС для них просто необходима рынку. Но кто сможет ее сделать? Скорее всего NVIDIA с их сетью распределенных вычислений. Идея в том, чтобы часть вычислений отправлять на сервера, а часть обрабатывать на устройстве. В эпоху 6G это вполне выполнимая задача, а мощные компьютеры NVIDIA уже имеются по всему миру, и их становится только больше.

Конвергенция. Ее преимущества

Однако моя любимая идея — конвергенция или объединение всех вычислительных устройств в одно универсальное. Нечто подобное Apple по сей день пытается сделать с iPad. То есть если тебе нужен смартфон, ты достаёшь его из планшета, а если тебе нужен ноутбук — присоединяешь клавиатуру. Эта же идея лежит и в основе Samsung Dex в смартфонах Galaxy. Подключаешь телефон к монитору и получишь десктопный ПК… ну почти.

Иными словами — вам не нужно несколько девайсов, достаточно одного для всех задач. Я думаю, мы все еще далеки до идеального трансформера, который будет адаптироваться под все задачи, но если вдруг кому-то захочется изобрести новую мобильную операционную систему, то вы ее основе должен лежать именно такой подход. Впрочем, новая операционная система может появиться не только если мы изменим подход к железу и форм-фактору смартфона. По другую сторону находятся приложения, традиционный способ использования различных сервисов, но, возможно, и они не вечны.

Основная проблема с приложениями в том, что их создание слишком дорого и сложно. Особенно когда разработчику приходится создавать совершенно новый продукт для Android, iOS Windows, MacOS (не говоря уже о небольших платформах вроде Tizen). Для решения этой проблемы видится две тенденции.

Первая — идея о том, что одно приложение может работать на разных платформах и типах устройств. Отличный пример — универсальные приложения вроде Microsoft Universal Windows Platform (UWP), которую впервые представили еще в Windows 10. Это мощный инструмент позволяющий создавать программы как для ПК, так и для планшетов, ноутбуков и даже Xbox без изменения в коде. Разработчики могут научить программу распознавать на каком устройстве она работает и автоматически подстраивать под него интерфейс, оставляя при этом суть приложения неизменной.

Apple проделывает то же самое, но в меньших масштабах с универсальными приложениями для iOS. Они могут работать на iPhone и iPad с одним и тем же ядром, но с разными интерфейсами Google уже лет пять как разрешил приложениям для Android работать не только на смартфонах и планшетах, но и на хромбуках. Это означает, что приложение могут работать не только на разных типах устройств, но и на разных операционных системах.

Вторая тенденция более амбициозна — полностью заменить приложения. Самый очевидный путь — появление веб-приложений. Chrome OS показала, что многим людям веб-сайты могут заменить локальные программы. И хоть Firefox, который пыталась реализовать эту идею в операционной системе, провалилась, мечта о том, чтобы сайты заменили приложение на телефонах, никуда не исчезла.

Google уже много лет активно продвигает технологию прогрессивных веб-приложениях (PWA), которая позволит веб-сайтам действовать так же как и приложение. Например, занять место на главном экране, иметь доступ к Bluetooth и сохранять данные во внутреннюю память, чтобы работать быстрее и использовать меньше данных. Apple в MacOS Sonoma анонсировала веб-приложение для Сафари, которые будут делать то же самое для разработчиков.

Это означает, что они могли бы создать один адаптивный веб-сайт и запустить его на всех платформах. Еще лучше — создать агрегаторы таких приложений. Идея в том, чтобы не использовать кучу разных сервисов, а одно, но со всеми функциями. Возможно, это и стало бы основой для новой операционной системы.

Заключение

Бросить вызов iOS и Android в будущем, возможно лишь изменив правила игры. Сложно предсказать, кто в этом преуспеет, но Microsoft уже сейчас делает ставку на универсальные приложения, Apple видит будущее в приложениях и смешанной реальности, NVIDIA может перевернуть игру распределенными вычислениями, а Google с их Android пока не о чем беспокоиться.

Amazon и Meta тоже могут включиться в гонку за мобильную операционную систему будущего. У них есть потенциал и ресурсы для её создания, но и не следует забывать о китайских игроках.

В любом случае мне интересно узнать, что вы думаете об операционных системах будущего. Пишите свое видение в комментариях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ePN